Из археологического портрета городища Пантикапей.

Пантикапей, Боспор Киммерийский, Киммерида… Эти загадочно и непривычно звучащие названия хранят отзвуки далеких, затерянных в веках событий, судеб давно канувших в Лету народов и племен…

Судьба оказалась безжалостна к древнему городу. В отличие от многих других античных центров Средиземноморья, в которых и в наше время возвышаются остатки укреплений, колоннады храмов и величественные театры, сооружения Пантикапея оказались буквально стерты с лица земли.

Территория, на которой расположена современная Керчь была заселена в XVII-XV вв. до н.э. Но история Керчи началась в конце VII в.до н.э., когда на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов- государств (полисов).

Пантикапей является наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым полисом. Благодаря своему географическому положению город долгое время находился на пересечении торговых путей между Европой, Средней Азией, Китаем и Средиземноморьем. Самая распространенная версия гласит, что название «Пантикапей» – не греческого происхождения. Слово иранского происхождения и переводится «рыбный путь»

Милетские колонисты, поселившиеся на холме, именуемом сегодня гора Митридат, были достаточно многочисленны, хорошо организованы, имели в своем составе умелых инженеров-фортификаторов и строителей-каменщиков. Они знали о наличии военной угрозы, поэтому выбрали для поселения верхнее плато холма, защищенное самой природой. В западной части плато возвышается крупный скальный массив – Первое кресло Митридата. Такое название скала получила из-за ступенчатых древних подтесов. Этот массив служил основанием для укрепленного пункта с высокой башней, который позволял контролировать всю центральную часть Пантикапея. Башня являлась и главным звеном в системе античного «телеграфа», позволявшего получать и отправлять важную информацию. Днем это делали с помощью дымовых сигналов, ночью – чередующимися вспышками огня.

В километре от Первого кресла видна плоская вершина со скальными выходами. Это – Второе кресло Митридата, вершина холма, замыкавшего гору с запада.

Периметр плато колонисты сразу обнесли монументальной стеной, сооруженной с учетом рельефа местности. Крепостная стена была высотой около 10 метров и толщиной до 2,5 метров.

На горе расположилась укрепленная верхняя часть Пантикапея – акрополь. Здесь разместились дворцы и дома богатых горожан, величественные храмы.

Некоторые сооружения столицы Боспорского царства можно увидеть и сейчас.

На рубеже VI-V вв. до н.э. на западном плато сооружается крупный архитектурный ансамбль, включающий в себя не менее четырех прямоугольных в плане многокамерных зданий. Композиционным и функциональным центром ансамбля служила круглая в плане постройка – толос. Толос относится к редкому типу зданий общественного характера, связанных либо с отправлением религиозных культов, либо с функционированием полисных магистратов (общественные здания).

Архитектурный ансамбль с толосом в 490 и 485 гг. до н.э. подверглись разрушению, которое сопровождалось отдельными пожарами, которые не были восстановлены. Однако входившие в него многокамерные здания, расположенные на северном склоне, вскоре подверглись перестройке и были включены во вновь созданную линию обороны, защищавшую расширенную за счет западного плато территорию акрополя. Возведение этой новой линии укреплений входило в комплекс экстренных мер для отражения скифской угрозы.

В период между 349-348 – 311-310 гг. до н.э. во главе Боспора стоял могущественный владыка царь Перисад I. О его могуществе свидетельствует то, что после его смерти он официально приравнен к богу. На период его правления приходится расцвет державы Спартокидов. Судя по всему, именно по его приказу здесь, к западу от вершины Первого кресла горы Митридат, были снесены все прежние постройки и по единому плану возведена новая резиденция, именуемая как «басилея».

Наиболее значительным архитектурным объектом ансамбля басилеи являлось центральное здание, ориентированное по сторонам света, общей площадью более 2700 квадратных метров. В плане здание имело четырехугольник. В здании был парадный вход, который вел в вымощенный плитами перистильный, то есть обрамленный колоннадой, прямоугольный двор. Нижний ярус колоннады был оформлен колоннами дорического ордера, а верхний, расположенный на уровне второго этажа, – более изящными, ионическими, между которыми размещены плиты ограждающей галерею балюстрады. Высота двухъярусной колоннады перистильного двора превышала 9 метров. Общая высота здания с крытой черепицей кровлей не менее 12 метров. Здание имело автономную систему водоснабжения с каменными водостоками, водосборным бассейном и облицованным каменными плитами колодцем глубиной 12 метров. Этот колодец обеспечивал обитателей дворца питьевой водой. Стены парадного помещения были украшены полихромной расписной штукатуркой, имитирующей мраморные плиты. Плиты были отделаны рельефными декоративными профилированными фризами от рустованных блоков кладки. Помещение было украшено великолепными образцами монументальной скульптуры.

Непосредственно к северу от центрального здания резиденции находился замкнутый со всех сторон священный участок – теменос. На священный участок вел вход с улицы через входной проем в ограде. Поблизости находился храм с двумя дорическими колоннами на фасаде. Храм покоился на хорошо сохранившемся прямоугольном основании. В фундамент храма, который был сооружен из крупных и тщательно обработанных и пригнанных между собой прямоугольных блоков была заложена антисейсмическая конструкция из двух рядов параллельных деревянных брусьев. Дворец функционировал до конца II в.до н.э., когда в центральной части здания басилеи был начат капитальный ремонт. Производилась полная перестройка колоннады перистильного двора. Но ремонт внезапно был прерван, а дворец разрушен. Это разрушение могло быть связано с драматическими событиями, непосредственно предшествовавшими включению Боспорского царства в Понтийскую державу царя Митридата VI Евпатора.

В период владычества Митридата на горе существовал еще один крупный строительный комплекс. Площадь его не менее 400 квадратных метров. Вся его южная часть встроена в скальный массив, вертикально подтесанный на высоту более 6 метров. В центре комплекса находился мощенный плитами и обрамленный дорической колоннадой двор. По его периметру размещались ряды смежных помещений. Три помещения имели двухэтажную конструкцию. Стены украшали полихромная штукатурка и высокохудожественные накладные рельефные полихромные фигурки из мрамора. Очевидно, что этот комплекс мог видеть и посещать в последние месяцы и дни своего пребывания на акрополе царь Митридат.

Воссоздать облик древнего Пантикапея, с известной долей достоверности, можно только благодаря кропотливой работе археологов, которые освобождают из плена веков остатки древних зданий, фрагменты скульптур и надписей…

Археологические находки сами по себе безмолвны. Но как участники истории они хранят в себе рассказы о войне и мире, о простых буднях и ярких праздниках, несут в себе память рук мастеров, которые их создавали, мощный заряд любви или ненависти, страстей людей, некогда живших и давно умерших, но оставивших нам загадки, без разрешения которых мы не сможем понять, кто мы и куда идем.