Итальянцы Крыма

Итальянцы являются одним из малочисленных народов современного Крыма. Они появились в Крыму во второй половине XIII в. в качестве агентов и колонистов морских торговых республик Пизы, Венеции, Генуи. При этом Генуя и Венеция веками враждовали за Причерноморье, вели между собой кровопролитные войны. В итоге победила Генуя.

Многие из первых поселенцев были в прошлом крестоносцами – отчаянными и готовыми на все людьми. Их связывают с основанием генуэзской Кафы (Феодосии) в 1263-м или 1266 годах. В легенде об основании Кафы говорится, что первые генуэзские поселенцы попросили у местного князя лишь столько земли, сколько может занять одна бычья шкура. И заплатили за эту шкуру золотом. Наивный князь согласился на это предложение. А генуэзцы разрезали шкуру на тонкие ремешки и огородили ими все подступы к бухте.

Эти территории имели важное торговое значение для генуэзских купцов. Генуэзские колонии были хорошо укреплены, в крепостях имелись гарнизоны. Занимались колонисты рыбным промыслом, работорговлей, пиратством, военным эскортом.

После падения Византии Генуя уступила черноморские колонии своему банку Сан-Джорджо, что ухудшило их международное положение. В результате они были завоеваны турецкими войсками и включены в состав Османского государства.

Откликнувшись на приглашение заселять Тавриду, адресованное Екатериной II иностранцам, итальянцы вновь стали прибывать в Крым. Вербовка итальянских колонистов для юга России была поручена российскому консулу в Венеции, графу Дмитрию Мочениго, и производилась среди прочего через итальянскую прессу. Призыв Екатерины II распространялся на крестьян, военных, людей творческих профессий, но в основном итальянская колония Крыма пополнялась за счет сельских жителей.

Наиболее активный поток переселенцев из Италии в Крым датируется 1820–1870 годами. Прибывали итальянцы в несколько этапов. Самой многочисленной была волна 1820 года. К тому времени в Крыму жили около 30 итальянских семей, как правило, многодетных, имевших от 5 до 10 детей.

В Крыму было открыто итальянское консульство, представлявшее Сардинское королевство, вице-консулом которого был назначен Антонио Гарибальди – дядя будущего объединителя Италии. Создание консульского учреждения, которое было открыто в г. Керчь, способствовало притоку итальянских мигрантов в Крым.

Следующий этап освоения Крыма был связан с окончанием Крымской войны 1853–1856 годов, в которой участвовали Сардинский экспедиционный корпус и две пехотные дивизии королевства Пьемонт.

Завершение войны привело к возобновлению коммерческой деятельности генуэзских купцов Крыма. Кроме того, после войны полуостров опустел и снова нуждался в колонистах, что повлекло за собой новую вербовку поселенцев в Италии. В Крыму появились сотни новых семей. Среди представителей этой волны в основном были моряки и земледельцы: виноградари, садоводы, огородники.

В начале 1860-х годов происходит возвращение части итальянцев на родину. Это было обусловлено хлебным кризисом и коммерческим превосходством британского пароходостроения. Многие итальянцы, вернувшись на родину, потом перебрались в другие страны или иные, промышленно развитые города России.

В 1862 году Россия признала итальянское королевство, что упростило контакты между государствами. Из Италии в Крым стали прибывать гарибальдийцы – участники национально-освободительного движения Италии.

Многие новоприбывшие из практических соображений становились российскими подданными. Среди торговых людей уже до 1860 года было немало лиц, вошедших в состав русских купеческих гильдий. Ряд итальянцев записывался в мещане, а сыновья их поступали на русскую государственную службу. Среди таковых были случаи смешанных браков. В среде земледельцев и моряков это наблюдалось реже.

В 1904 году в Керчи вновь было открыто консульское агентство, которое почти десять лет курировали французы, и только в 1915 году в должность вступил итальянец Джованни Бруно.

Накануне I-ой мировой войны в Крыму действовали итальянские начальные школы, библиотеки, конференц-залы, клубы и кооперативы.

В годы революционных событий 1917 г. и гражданской войны часть итальянцев покинула Крым.

В 1924 году оставшимся итальянским подданным предложили стать гражданами СССР. Крестьяне не испытывали особого давления, а вот моряки были вынуждены сменить паспорта, опасаясь потери работы. Если в советское подданство переходил судовладелец, то его суда подлежали экспроприации.

В таких сложных условиях итальянцы Крыма ревностно хранили традиции, обычаи, язык.

В годы Великой Отечественной войны итальянцы были депортированы из Крыма. Для их депортации хватило нескольких зимних дней 1942 года: 28–30 января и 8–10 февраля. Те, кому удалось избежать высылки в эти даты, были депортированы в 1943–1944 гг.

В случаях смешанных браков, семьи разлучали: депортировались только итальянцы. На сборы  давали 1,5–2 часа и разрешали взять по 8 килограммов вещей на человека. Немногие из итальянцев  были предупреждены заранее и успели собраться, отобрав наиболее ценное и важное. Большинство же делало это в спешке.

Депортируемых в трюме грузового парохода «Калинин» доставили в Новороссийск, где посадили в вагоны и отправили в Северный Казахстан.

На 1 августа 1942 г. из Крыма было переселено 442 человека итальянской национальности.

Переселенцев забирали в основном в колхозы, на заводы и стройки. В ноябре 1942 года мужчин-итальянцев через военкоматы мобилизовали в Трудовую армию. Избежать депортации удалось только тем итальянцам, кто еще в 1920–1930-е годы переехал вглубь территории Советского Союза и сменил фамилию.

Завершение войны сделало возможным возвращение в Крым спецпереселенцев, в основном состоявших в браке с русскими. Но большинству удалось сделать это только после смерти И. Сталина.

На запросы о возвращении своих домов крымские итальянцы получали отрицательный ответ, мотивируемый ссылкой на то, что дома были изъяты в государственную собственность и теперь там проживают другие люди. Поэтому, вернувшись, они вынуждены были начинать все сначала. Были и те, кто решил в Крым не возвращаться.

Согласно переписи 2014 г. в Крымском федеральном округе проживает 77 крымских итальянцев. Волею исторических и личных судеб они живут вдали от своей этнической родины, но стараются сохранять и приумножать традиции своего народа.