Караимы

Крым является родиной одного из малых этносов – караимов. Они относятся к тюркским народам, но отличаются своей религией. Караимы являются иудаистами. Происхождение караимов загадочно. Первое упоминание о караимах относится лишь к 1278 году. Вероятно, караимы являются потомками хазар. Этот этнос возник из смешения хазар с местным населением Крыма.

В VIII-X веках Крымом владели хазары. По религии хазары были иудеями, не являясь этническими евреями. Вполне возможно, что некоторые хазары, поселившиеся в горном Крыму, сохранили иудейскую веру. Когда хазары принимали иудаизм, учение караимов еще только рождалось среди евреев в Багдаде. Понятно, что те хазары, что сохранили веру после падения Хазарии, могли принять то направление в религии, которое подчеркивала их отличие от евреев.

После разгрома князем Святославом Хазарии в 966 году, караимы сохраняли независимость в границах исторической территории Кырк Йера – округи в междуречье рек Альмы и Качи и обрели собственную государственность в рамках небольшого княжества со столицей в городе-крепости Кале (Чуфут-Кале). Здесь пребывал их князь, в руках которого находилась административно-гражданская и военная власть, и духовный глава – всех караимов Крыма (а не только княжества). В его компетенцию входила и судебно-правовая деятельность. Двойственность власти, выражавшаяся в наличии и светского, и духовного глав, унаследована караимами от хазар.

В 1246 году крымские караимы частично переселились в Галицию, а в 1397-1398 годах часть воинов-караимов попала в Литву. С тех пор, кроме исторической родины, караимы живут в Галиции и Литве.

В местах проживания караимы пользовались добрым отношением окружающих властей, сохраняли национальную самобытность, имели определенные льготы и преимущества.

В начале XV века караимский князь Элиазар добровольно подчинился крымскому хану. В благодарность хан дал караимам автономию в религиозных делах.

Караимы жили в Крыму, особо не выделяясь среди местных жителей. Они составляли большую часть населения пещерного города Чуфут-Кале, заселяли кварталы в Старом Крыму, Гезлеве (Евпатория), Кафе (Феодосия).

Присоединение Крыма к России стало звездным часом для этого народа. Караимы были освобождены от многих налогов, им разрешалось приобретать землю, что оказалось очень выгодным, так как многие земли оказались пустыми после выселения греков, армян и эмиграции татар. Караимы были освобождены от рекрутской повинности, хотя их добровольное поступление на военную службу приветствовалось. Многие караимы действительно выбирали военные профессии. Немало из них отличились в боях при защите Отечества.

Маленький караимский народ стал одним из самых образованных и богатых народов Российской империи. Караимы почти монополизировали торговлю табаком в стране. К 1913 году среди караимов имелось 11 миллионеров. Караимы переживали демографический взрыв. К 1914 году их численность достигла 16 тысяч, из них  8 тысяч проживало в Крыму.

Процветание кончилось в 1914 году. Войны и революция привели к потере караимами прежнего экономического положения.

Караимы в массе не приняли революции 1917 года. Большинство офицеров и 18 генералов из числа караимов сражались в белой армии.

В результате войн, голода, эмиграции, репрессий, за счет военной и гражданской элиты  их численность резко сократилась.

В Великой Отечественной войне участвовало свыше 600 караимов, большинство удостоены боевых наград, более половины из них  погибли или пропали без вести.

Смешанные браки, языковая и культурная ассимиляция, низкая рождаемость и эмиграция приводят к тому, что количество караимов сокращается.

В XXI веке в Крыму проживает около 800 караимов.

Караимы – уникальный народ. Они оставили большой политический, этнический, культурный след в истории тюркских народов.