Расписные склепы Боспора

Культура Боспорского царства представляет синтез двух культур. Это культура греческая и варварская. Она подарила немало памятников классической древности, заслуженно вошедших в сокровищницу мирового культурного наследия. Среди таких памятников являются расписные склепы.

В недрах горы Митридат, прямо под жилой застройкой располагается гигантский подземный некрополь – запутанная, таинственная и загадочная система позднеантичных склепов. Наиболее ранние из них относятся к концу IV в.до н.э. Большая часть склепов датируется I–III вв. н.э. Эти погребальные сооружения, вырубленные в скале, иногда называют катакомбами. Практически все они были ограблены ещё в далекой древности. Стены и потолки таких склепов были покрыты разнообразными изображениями, основной смысл которых заключается в представлении о блаженном существовании умерших в загробном мире, а также о путях достижения этого мира.

Открытие этих замечательных памятников явилось крупным успехом российской археологии. Первый расписной склеп был раскопан в Керчи в 1842 г. директором Керченского музея А.Б. Ашиком.

К сожалению, охрана этих памятников древности не была организована. Их засыпали мусором, и даже положение некоторых из них на горе Митридат стиралось из памяти. Склепы привлекали внимание не только археологов, но и грабителей. В Керчи даже сложилось профессиональное сообщество грабителей древних могил, так называемых «счастливчиков». Археологам приходилось вести с ними борьбу «не на жизнь, а на смерть». На этом несчастья, выпавшие на долю памятников классической древности Боспора, не закончились. Бурные события Гражданской войны, вспыхнувшей в России после революций 1917 года, и боевые действия времени Второй мировой войны, дважды прокатившиеся через Керчь, привели к значительным их повреждениям. Почти все бесценные для науки памятники, оказались фактически утраченными.

Одним из самых знаменитых памятников Северного Причерноморья является склеп 1872 года. Он впервые был описан известнейшим российским искусствоведом В.В. Стасовым. Поэтому склеп называют Стасовским.

Склеп был вырублен в грунте. Узкий вход вел в погребальную камеру. Сама камера имеет в плане форму неправильного четырёхугольника, его высота тоже неодинакова.

В росписях Стасовского склепа сочетаются два стиля: инкрустационный (более ранний) и цветочный (более поздний). Склеп можно датировать началом II в.н.э. Роспись нижних частей стен выполнена как бы из разноцветных мраморных плиток. В таком же стиле, но в ярко выраженном «шахматном» порядке исполнена декорация потолка над тремя лежанками, на которые были уложены тела усопших. Остальное пространство потолка заполнено орнаментом из лепестков, цветов и листьев. Здесь изображены мешки-гирлянды, игравшие важную роль в погребальной символике того времени. Сильно вытянутые мешки набивали листьями, побегами, вероятно, лепестками цветов, а на обеих концах они имели длинные тесёмки. Среди листьев и лепестков изображены птицы, порхающие или сидящие в различных позах.

В подобной манере расписаны боковые стены склепа. Здесь кроме лепестков и листьев представлены пейзажи некой волшебной страны, в которой по траве среди деревьев бродят различные звери, некоторые из которых объединены в пары: пантера и кабан, олень и собака; имеется также изображение льва и, вероятно, медведя. Особое значение в этой стране имели птицы, прежде всего, павлины.

На боковой стене главной ниши, над львом представлена фигура крылатого гения. В левой руке он несет за ноги птицу, правой рукой он как бы отпускает на волю другую птицу. Эти птицы символизируют человеческие души. Второе изображение гения имеется на другой стене. На сей раз, этот персонаж связан не с птицами, а с гирляндами, в левой руке он несёт одну гирлянду, а из правой руки выпускает другую.

В склепе представлены две батальные сцены. В первой сцене изображён поединок всадника, вооружённого длинным копьём и облачённого в панцирь и шлем, с пешим противником. Во всаднике, конечно, следует видеть знатного боспорянина. Его противник – бородатый воин без шлема и панциря, вероятнее всего, варвар. В правой руке он держит короткий меч, а в левой – ромбовидный щит. Победителем в поединке непременно станет всадник. Во второй батальной сцене участвует уже много воинов. Главный герой, несомненно, боспорянин, изображён на коне, облачённым в шлем и панцирь, в руках он сжимает длинное копьё. Всадник мчится, за его спиной развевается плащ. Сзади от него представлены два пеших воина, вооружённые овальными щитами и копьями. Они также облачены в шлемы и панцири. Навстречу боспорскому всаднику на белом коне скачет противник – варвар. Он изображён с непокрытой головой и развевающимися волосами. Противник в руках сжимает небольшой лук, из которого он собирается пустить стрелу. За спиной этого всадника изображён ещё один конный воин с длинным копьём в руках и облаченный в шлем и панцирь. В центральной части этой композиции фрагментарно сохранилось изображение павшего конного воина. Его голова отрублена, копье сломлено. Лошадь, стараясь подняться, опирается на передние ноги.

В склепе имеется изображение отряда пеших воинов, оно как бы продолжает картину конного боя. Всего пеших воинов пятеро, невдалеке от всех стоит знаменосец в тяжёлом вооружении. Обеими руками он сжимает древко копья, к которому прикреплено знамя. Форма этого знамени характерна для римских вспомогательных войск. Рядом со знаменосцем изображена фигура тяжеловооружённого воина в шлеме и панцире. В левой его руке находятся овальный щит и два коротких копья. Три других воина этой композиции изображены меньшими по размерам, чем фигуры двух первых воинов, они не имеют шлемов и панцирей. Они вооружёны овальными щитами и парой копий.

Не менее важным памятником боспорской культуры первых веков нашей эры является двойной склеп 1873 г. Он был открыты на северном склоне горы Митридат в 1873 г. Склеп состоит из двух погребальных камер, соединённых нешироким проходом. Роспись обеих носит ярко выраженный цветочный характер.

В первую камеру можно было попасть через небольшой коридор. Она отличается удивительным богатством декоративной росписи. Стены и потолок сплошь покрыты зелёными листьями и лепестками цветов, возможно роз. На потолке изображены птицы и парящие женщины, одежды которых раздуваются на ветру. Почти в самом центре плафона находится крылатая женская фигура, летящая с распростёртыми руками.

В склепе есть изображение двух павлинов с вытянутыми хвостами и повёрнутыми назад головами. Одна птица клюет «гирлянду-мешок». Между павлинами изображён куст, рядом с которым находятся две некрупные птицы. Недалеко от входа представлена фигура вепря.

На одной из стен изображена сцена возвращения Коры. По древнегреческой мифологии, Кора, дочь богини Деметры, была похищена богом царства мёртвых Аидом. Мать нашла её, и Аид вынужден был отпускать пленницу из своего царства на полгода. Возвращение Коры на землю символизировало наступление весны, возрождение природы, начало новой жизни. На росписи склепа Кора, вероятно, была представлена в колеснице, запряжённой драконом. Перед ней видна часть женской фигуры с факелами в руках, возможно, это богиня Геката, связанная с подземным миром. Над всей этой композицией изображены фигуры парящих по воздуху женщин. На одной из боковых стен можно видеть некую волшебную страну. Приблизительно в центре композиции находилась чаша, за которой изображён куст розы. По краям чаши сидят птицы и пьют из неё воду.

В склепе представлена сцена боя двух конных воинов. В нём побеждает всадник, несущийся на коне с пикой в руках, он облачён в шлем и пластинчатый панцирь. Второй всадник явно поражён насмерть, сломанное копьё выпадает из его рук. Между ногами коней видны тела двух убитых воинов. Ниже изображения одного из всадников можно видеть голову грифона с орлиным клювом.

Переход из первого помещения во второе оформлен в виде дверного проёма. Это место обозначено росписью в виде длинной гирлянды (мешка-гирлянды), из конца которой торчат, как бы прорастают, зелёные побеги. Вторая комната по сравнению с первой имеет несколько меньшие размеры, и пол её находится выше по уровню. В стенах этой камеры были вырублены ниши для размещения тел покойных. Она по существу лишена сюжетных росписей. Стены и потолок составляют одно орнаментальное целое. Они украшены лишь листьями, лепестками роз, гирляндами и птицами. Посередине потолка в медальоне, обрамлённом гирляндой, изображена голова медузы Горгоны.

Нет сомнения, что смысл орнаментальной композиции двойного склепа заключается в идеи посмертного возрождения и создания картины блаженной жизни, которую героям обеспечивают всемогущие боги.

Росписи всех склепов представляет большой интерес как памятники культурной жизни Боспора. На Боспоре очень сильна была традиция росписи склепов, представляющих яркую и самобытную картину. Это замечательные произведения местной настенной живописи. Все мастера, расписавшие склепы, были одаренными живописцами и обладали развитой художественной культурой.