Славяне

Этническая история Крыма необычна и уникальна.

Большую часть жителей Крыма составляют восточные славяне. Славяне жили в Крыму еще с глубокой древности.

Арабские и византийские источники указывают на связи восточных славян с Крымом в VIII-IX вв.

В X-XIII веках в восточной части Крыма существовало Тмутараканское княжество.

Развивая торговлю с Византией, некоторые русские купцы оседали на крымских землях, которые проживали в городах Крыма целыми колониями.

Во времена Крымского ханства правители полуострова пристрастились к соколиной охоте, которой на Руси занимались в IX веке еще при князе Олеге. В период монголо-татарского ига соколы, главным образом кречеты, были непременной составляющей дани от русских князей, причем одной из самых ценных частей этой дани. Когда было образовано Крымское ханство, страсть к соколиной охоте не исчезла, но теперь соколы и кречеты поставлялись из России уже как подарки или просто закупались. В качестве обслуживающего персонала или инструкторов в крымские земли направлялись русские «сокольники» или «кречетники».

Основной же массой восточных славян во времена татарского владычества на полуострове были пленники. Живую добычу военных походов и захватнических набегов называли «ак-чора», что в переводе с татарского означает «белый раб». Для многих из них Крым был местом продажи и своеобразной перевалочной базой. Дальше жестокая судьба разбрасывала их по разным странам.

Во времена  Крымского ханства на полуострове постоянно находилась монахи, купцы, дипломаты из России.

В 1771 году, когда Крым был занят русскими войсками, около 9 тысяч русских рабов стали свободными. Большинство из них остались в Крыму, но уже в качестве свободных российских подданных.

Массовое заселение Крыма восточными славянами началось в конце XVIII века, когда полуостров был присоединен к России. Интересно, что все три восточнославянские нации – русские, украинцы и белорусы – вплоть до начала XX века в статистических справочниках, путеводителях и прочих документах именовались «русскими».

Первыми русскими жителями в Крыму стали воины Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные на полуострове приказом князя Потемкина сразу же после подписания Екатериной II манифеста «О присоединении России Крыма и Кубани» (8 апреля 1783 год).

Женатым солдатам  давали отпуск за казенный счет, чтобы они могли забрать в Крым свои семьи.

Вполне понятным было и поощрение переселения в Крым со всех уголков России девушек и вдов – только семья может надолго закрепить людей на новой земле. Новые семьи создавались оригинально, по-армейски быстро: выстраивалась шеренга солдат, против них – шеренга женщин, и солдаты поочередно выбирали себе жен. Времени для длительных ухаживаний не было, к тому же женитьба давала возможность всем желающим обзавестись семьями. Так возникли первые русские поселения в Крыму, которые сохранились и до сих пор. В них бережно хранятся предания о событиях более чем двухвековой давности.

Многие дворяне, получившие в Крыму поместья, стали переводить в Крым своих крепостных. На казенные земли полуострова переселялись также и государственные крестьяне.

Постоянная миграция восточных славян в Крым продолжалась весь XIX век. После Крымской войны и массовой эмиграцией татар в Османскую империю, что привело к появлению большого количества «ничейной» плодородной земли, в Крым прибыли новые тысячи русских переселенцев.

Правительственный указ 1811 года даровал земли 200 семьям белорусских безземельных крестьян в степных уездах Крыма. В последующие годы XIХ столетия Крым заселяли белорусские переселенцы из числа получивших волю крестьян после отмены крепостного права, отставные но массового характера это переселение не приобрело. Массово покупают лучшие земли и становятся новыми крымскими помещиками крупные русские землевладельцы, которые завозят крестьян из российских и украинских губерний.

Крымская война 1853-1856 гг. явилась одной из причин новой волны эмиграции крымских татар. На освободившиеся земли хлынул крестьянский поток из Киевщины, Полтавщины, Харьковщины, центра России. Отмена крепостного права порождала надежды крестьянства на лучшую жизнь. Наделялись землей на полуострове и участники недавно завершившейся Крымской войны. Развивающиеся промышленность, градостроительство, строительство железных дорог тоже требовали значительного количества рабочих рук и специалистов в этих видах экономики.

Крымская губерния в XIX веке считалась многими неким уголком свободы.

Постепенно у местных русских жителей стали формироваться особые черты хозяйства и быта, вызванные как особенностями географии полуострова и его многонациональным характером. В статистическом отчёте о народонаселении Таврической губернии за 1851 год, отмечалось, что русские (великороссы и малороссы) и татары ходят в одежде и обуви, мало чем отличаясь друг от друга. Посуда используется одинаково глиняная, выполненная в домашних условиях, и медная, изготавливаемая татарскими мастерами. Обычные русские повозки вскоре по прибытию в Крым были заменены татарскими арбами.

Со второй половины XIX века главное богатство Крыма – его природа, сделали полуостров центром отдыха и туризма. На побережье стали возникать дворцы императорской фамилии и влиятельных вельмож, на отдых и лечение стали прибывать тысячи туристов. Многие русские стали стремиться поселиться в благодатном Крыму. Так что приток русских в Крым продолжался.

Переселение представителей этих национальностей продолжалось и на протяжении всего XX века.

Таким образом, восточные славяне на протяжении веков были частью постоянного коренного населения Крыма.

Крым был как бы долгожданной наградой тем, кто, двигаясь из глубин России, сумел преодолеть спаленные зноем степи. Степи, горы и субтропики Южного берега – такие природные условия больше нигде не встречаются в России. Впрочем, и в мире тоже…

По итогам переписи 2014 г. русские составляют 68%, украинцы 15,7%, белорусы 1% от общего числа жителей Крымского полуострова.