60 ЛЕТ ТВОРЧЕСТВА, ПОИСКОВ, БОРЬБЫ И ДОСТИЖЕНИЙ.

В начале нового учебного года коллектив Детской музыкальной школы №2  поздравил Заслуженного работника культуры Украины, преподавателя по классу баяна Геннадия Тимофеевича Стативкина с неординарным событием в жизни не только самого преподавателя, но и всего коллектива этого учебного заведения – 60-летием педагогической деятельности в стенах школы.
Придя в школу в 1959 году молодым специалистом, Геннадий Тимофеевич увлекся детской педагогикой.  Узнав из журнала «Музыкальная жизнь» о существовании так называемого выборного баяна, он с большими сложностями приобрёл для себя этот инструмент. Его ученики и их родители тоже заинтересовались новым инструментом.
       Однако, в то время выборный баян  изготавливали  на фабриках только по специальному заказу, он стоил очень дорого и имел большие габариты и вес (12 – 16 кг).
       Чтобы как можно быстрее начать занятия со своими учениками на таком, более совершенном инструменте, Геннадий Тимофеевич самостоятельно занялся разработкой необходимых детских  инструментов и  уже в 1961 году в его классе появились первые действующие модели детских учебных выборно-готовых баянов с двумя левыми сменными полукорпусами, лёгкие и удобные для детей 6-7-летнего возраста.
           В 1965 году, при поддержке Крымского методического кабинета  и   с   разрешения Министерства культуры Украины, на базе Керченской музыкальной школы № 2 был официально открыт первый в Советском Союзе экспериментальный класс готово-выборного баяна с 7-летним сроком обучения. Отметим, что в то время общепринятая  программа для классов баяна и аккордеона в детских музыкальных школах была ограничена  5-летним сроком, а инструменты  с «выборной»  системой на левой клавиатуре даже не упоминались!
Девизом  педагогической деятельности Геннадия Тимофеевича стало крылатое изречение выдающегося советского педагога, профессора  Московской консерватории Генриха Густавовича Нейгауза: «Нам не надо сто тысяч пианистов, а нам нужно сто тысяч просвещённых слушателей». Именно в этой связи сферой научных изысканий Стативкина стала идея массового обучения баянистов на самом высоком профессиональном уровне и признание баяна  равноправным среди  других классических инструментов.
Однако,  для осуществления этой, не побоимся этого слова, глобальной цели,  надо было, ни мало ни много, перестроить всю систему обучения игре на баяне, и не в отдельно взятой музыкальной школе, а в государственном масштабе! Так начался большой и полный борьбы творческий путь педагога-энтузиаста.
С целью популяризации новой методики и доказательства  её эффективности Геннадий Тимофеевич стал регулярно выступать с методическими докладами и отчетами о проделанной работе на  областных методических семинарах и конференциях. Вместе со своими учениками он наглядно и убедительно доказывал достоинства и преимущества нового методического принципа обучения «от выборного баяна к готовому».
В 1971 и 1972 годах конструкторские образцы детских инструментов Стативкина были одобрены ведущими Кафедрами народных инструментов страны – институтом им. Гнесиных, Горьковской и Уфимской консерваториями, которые выразили свою официальную поддержку  в организации серийного производства. А в 1973 году, на специальном расширенном совещании московских педагогов, созванном по инициативе Министерства  культуры  СССР   и Центрального методического кабинета Министерства культуры РСФСР  были подробно обсуждены вопросы, связанные с обучением игре на выборном баяне в детских музыкальных школах. После состоявшегося выступления педагога с его ученицами результаты практической деятельности Стативкина Г.Т. были признаны «как весьма положительные и имеющие большое значение для дальнейшего совершенствования методов музыкального воспитания и обучения юных музыкантов в музыкальных школах Советского Союза»!
Последующая публикация материалов совещания в очень популярном и авторитетном журнале «Музыкальная жизнь» подготовила условия для  организации массового промышленного производства семейства специальных детских выборных и выборно-готовых баянов с учетом психофизических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, обучающих в  системе начального музыкального образования.
Наличие серийного производства детских инструментов позволило Министерству культуры Украины, по согласованию с Министерством культуры СССР,  организовать  научно-исследовательскую работу в масштабе  Всеукраинского эксперимента по внедрению новых прогрессивных методик обучения игре выборно-готовом баяне, в котором принимали участие более 300 музыкальных школ.
 В этот период,  с 1974 по 1981 год,  Стативкин Г.Т. исполнял почетные обязанности руководителя данного Эксперимента и внештатного методиста Научно-методического кабинета при Министерстве культуры Украины.
             Следующие, не мене сложные, задачи в достижении массового обучения на выборном баяне требовали своего разрешения:
–  достижение координации  и  согласованности совместной работы Министерства культуры,  Министерства музыкальной промышленности,  Министерства торговли и, что особенно важно,  Министерства финансов, которое должно было изыскать средства на преобразование 5-летнего обучения  на 7-летний срок обучения в масштабах всего Советского Союза!
– по завершению Эксперимента,  в 1985 году Всесоюзный методкабинет издает первую Программу по обучению детей игре на выборно-готовом баяне с 7-летним сроком обучения;
– осуществление подготовки и переподготовки учебно-педагогических кадров способных заниматься обучением с применением новой методики «от выборного баяна к готовому» с 7-летним сроком  обучения;
– обеспечение учебного процесса  соответствующими учебно-методическими программами, учебниками и пособиями, как для учащихся, так и для педагогов.
Начиная с 1975 года Геннадий Тимофеевич  в качестве внештатного методиста Министерства культуры Украины, а затем и Министерства культуры СССР  провёл десятки семинаров и курсов повышения квалификации педагогов-баянистов и аккордеонистов на уровне Республиканских и Областных управлений культуры. Его общественно-просветительские маршруты охватили более 60 городов Украины, России, Белоруссии, Казахстана  и   многих   других крупных Областных  центров  культуры Советского Союза. Были годы, когда его лекции и доклады посещали до полутора тысяч педагогов-музыкантов!
В 1989-1991 годы  Геннадий Тимофеевич  исполнял  обязанности  зам. председателя Всесоюзного учебно-методического Совета по начальному и среднему специальному образованию при Министерстве культуры СССР.
В 1989 году на Всесоюзном семинаре «Перестройка начального музыкального образования и пути совершенствования обучения баянистов  в  ДМШ»  в г. Пензе была дана высокая оценка деятельности Стативкина Г.Т. Именно здесь, на самом высоком профессиональном уровне были официально утверждены все документы, на основании которых обучение баянистов по 7-8 летней программе по методическому принципу «от выборного баяна к готовому» стало юридически обоснованным.
В 1991 году Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР Геннадию Тимофеевичу присвоено звание Заслуженного работника культуры Украины.
 Имя Стативкина Г.Т. включено в такие авторитетные справочники выдающихся деятелей культуры и музыкального искусства, как «Справочник баянного и аккордеонного искусства» 1982, 1987  и 2003 годов. В специальном выпуске Крымского альманаха «Встречаем третье тысячелетие» он вошёл  в состав «500 личностей Крыма».
 В 2004 году сразу трём новым учебно-методическим работам Стативкина
был присвоен официальный гриф «Допущено отделом учебных заведений Министерства культуры Автономной Республика Крым в качестве учебников для начальной системы учебных заведений искусств», это – учебно-методическое пособие Начальная школа игры на выборно-готовом баяне «Научусь-ка я играть!» (в 3-х частях), практические учебно-методические пособия «Образное развитие динамического слуха и формирование навыков звукоизвлечения на баяне» и практическое пособие для дошкольных учреждений «Дети и Оркестр».
           В 2011году им было разработано очередное учебно-методическое пособие «Ритмическая грамматика музыканта», которое также получило официальный гриф: «Допущено Отделом учебных заведений Министерства культуры Автономной Республики Крым в качестве учебника для начальной системы учебных заведений искусств». К большому сожалению эта работа, написанная с присущей автору последовательностью, с детальной и поэтапной разработкой методов и приёмов организации ритмических и связанных с этим двигательно-координационных навыков учащихся, до сих пор не издана. А ведь эта важная сторона обучения юных музыкантов до сих пор мало разработана и «Ритмическая грамматика» могла бы стать большим подспорьем в работе преподавателей детских музыкальных школ.
            В настоящее время все вышеупомянутые работы подтверждены авторскими свидетельствами.
                 В 2016 году Стативкин Г.Т. принял участие во Всероссийском конкурсе «Лучший издательский проект для детских школ искусств» и был отмечен Благодарственным письмом жюри конкурса, возглавляемым генеральным директором Института развития образования в сфере культуры и искусства И.Е. Домогацкой.
          Следует особо подчеркнуть, что ценность настоящих учебных пособий многократно возрастает, так как все они создавались и тщательно проверялись в процессе многолетней педагогической практики автора с самыми обычными учениками музыкальной школы.  Предлагаемые им учебно-методические пособия и конструкторские разработки детских музыкальных инструментов представляют собой стройную систему, целостный  учебно-методический комплекс, вобравший в себя новейшие научные достижения в области гигиены, физиологии, психологии и эргономики. Поразительная тематическая широта и глубина этих изысканий вызывает особое уважение и восхищение. Деятельность Стативкина Г.Т. как педагога-исследователя, методиста и конструктора детских музыкальных инструментов многогранна и масштабна. Имя Стативкина, как подвижника и реформатора системы начального музыкального образования, прочно вошло в историю развития советской школы обучения игре на баяне. Его учебные пособия известны на всей территории бывшего Советского Союза, по ним занимались и занимаются до сегодняшнего дня юные музыканты.
 В тоже время уместно напомнить, что путь первопроходцев всегда тернист, на этом пути
были и поражения, и победы. Инновационный подход к музыкальному обучению вызвал самое пристальное и заинтересованное внимание со стороны широкой педагогической общественности. Геннадию Тимофеевичу на каждом шагу приходилось отстаивать свои взгляды, отвечать на критику многочисленных оппонентов, сталкиваться с высокомерным непониманием, а, порой, и откровенным равнодушием чиновников в министерствах и ведомствах, но на его пути встретились люди, чья поддержка была очень важна и нужна. ХАЛАБУЗАРЬ Полина Викторовна – в 1971 год заведовала Центральным методическим кабинетом по детскому музыкальному образованию Министерства культуры РСФСР, профессор Института переподготовки работников искусства, культуры и туризма, кандидат искусствоведения (г. Москва), АВРАТИНЕР Владимир Исаакович – проректор заочного отделения института им. Гнесиных, автор целого ряда учебно-методических изданий. Известный композитор, педагог и признанный авторитет в области баянного искусства не только в России, но и далеко за ее пределами, Николай Яковлевич ЧАЙКИН дал ёмкую характеристику Геннадия Тимофеевича как «воинствующего патриота своего дела».     
         В настоящее время Геннадий Тимофеевич продолжает работу над усовершенствованием своей методики, ведёт педагогическую деятельность в Керченской музыкальной школе № 2.  Его ученики трудятся в системе музыкального образования не только в нашем городе, но и далеко за пределами Крыма.
         В Керчи знают и ценят деятельность Геннадия Тимофеевича. Решением исполнительного комитета Керченского городского совета Стативкин Г.Т. был награждён двумя Почётными знаками города-героя Керчи:  «За  службу  и  верность»  и   «В память 2600-летия города-героя Керчи». В 2017 он стал номинантом городского рейтинга достижений «Золотой грифон» за достижения в сфере культуры и искусств.

Коллеги искренне желают Геннадию Тимофеевичу дальнейших успехов в его творческой деятельности!